Паллиативная терапия: восстановление с комфортом

palliative-1

«Нас учили не жить – нас учили умирать стоя», – пелось в одной из песен. К сожалению, до сих пор многие думают, что лечение серьезных заболеваний и восстановление после них должны сопровождаться страданиями, что боль – это нормально. «Боль ни в коем случае терпеть нельзя», – убеждена Наталья Владимировна Бабанина, заведующая отделением паллиативных методов лечения Московской городской онкологической больницы № 62. Уже более 20 лет она помогает онкопациентам проживать послеоперационную реабилитацию с максимально возможным комфортом – физическим и психологическим.

palliative-1

«В паллиативную медицину я пришла по личным причинам. У моей первой дочери был детский церебральный паралич в тяжелой форме. Десять лет я спасала ее – и не спасла. За эти годы я столкнулась со многими случаями врачебной черствости, от моей дочери отказывались клиники и специалисты. Говорили: она инвалид. Но это же ребенок! Как можно отказать в помощи ребенку?!

Сама я, несмотря на высшее медицинское образование, мало чем могла быть полезна дочке. Оказалось, что в таких ситуациях нужны особые знания и навыки, которым нас в медвузе никто не обучал. И в 1994 году я прошла специализированную стажировку на базе больницы № 11, в отделении паллиативной онкологии, а потом стала заведовать этим отделением. С 2005 года работаю в поликлинике при онкобольнице № 62.

Когда я только пришла в паллиативную терапию, я тоже, как и многие, думала, что это, по сути, хоспис: просто помогаем неизлечимо больным людям достойно завершить свою жизнь. На самом же деле,

паллиативная терапия призвана улучшить качество жизни пациентов и их близких во время тяжелых заболеваний, облегчить боль и другие неприятные симптомы.

Она сопровождает все инвазивные методы лечения, то есть любые операции, в том числе онкологические, прекрасно сочетается с химио- и радиотерапией и способна благоприятно влиять на течение болезни. Ее название происходит от латинского «pallium», что в переводе значит «маска», «плащ». Паллиативная терапия – своего рода покров, который укутывает больного, для того чтобы позволить ему собрать все силы на борьбу с недугом.

Приведу пример. Во время послеоперационного лечения часто возникают так называемые ожидаемые осложнения: после радиотерапии это ожоги, которые могут вызвать фиброз тканей, спайки, рубцы; после «химии» – токсический синдром (полинейропатия), вторичные поражения ЖКТ (диспепсия), угнетение кроветворения (низкий гемоглобин, дефицит эритроцитов и лейкоцитов). Нередко все это дополняется хроническим болевым синдромом. У многих женщин после операции на молочной железе развивается постмастэктомический синдром, для которого характерны:

  • образование рубцовой ткани в области операции,
  • брахиоплексит (заболевание плечевого сустава),
  • нейропатия (дегенеративно-дистрофические изменения периферических нервов),
  • лимфедема (лимфатический отек),
  • психологические расстройства, вплоть до тяжелой депрессии.

Все эти проблемы требуют особого внимания и грамотного подхода. В идеале каждой женщине с диагнозом РМЖ хорошо бы пройти «мастер-класс»: узнать о том, с чем она может столкнуться и как поддержать себя в той или иной ситуации. Причем лучше сделать это не после, а ДО и ВО ВРЕМЯ лечения. Предупрежден – значит, вооружен. Это позволит психологически подготовиться к предстоящей операции, позаботиться о необходимых бытовых приспособлениях, подобрать подходящую диету и лекарственные препараты. Если нет сил прийти на консультацию самой, это могут сделать родственники. Записи к специалисту по паллиативной терапии нет и быть не может: сюда приходят по насущным, неотложным вопросам. Наш кабинет ведет прием в две смены, за день мы принимаем около 50 человек. Кому-то достаточно просто выписать рецепт, а кому-то мы уделяем по 30-40 минут. Мы не ограничиваем пациентов по времени. Главное – помочь, научить справляться с трудностями реабилитационного периода.

palliative-2

Недавно был выпущен приказ о создании кабинетов паллиативной терапии во всех поликлиниках. Это прекрасная инициатива, но пока она воплотится в жизнь, могут пройти годы. А людям нужна помощь прямо сейчас. И сейчас специалистов этого профиля даже в Москве катастрофически не хватает. Если вы проживаете в Северном или Северо-западном административном округах столицы либо просто даже прикреплены к любой из поликлиник САО или СЗАО, вы имеете право на бесплатные консультации по паллиативной терапии в нашей поликлинике. Остальные тоже могут к нам обратиться, но уже на платной основе.

Мы не только подбираем схему восстановительной терапии и выписываем лекарственные препараты, но и проводим все необходимые процедуры: снимаем болевой синдром, интоксикацию и т.п. Работа кабинета паллиативной терапии позволяет существенно разгружать химиотерапевтов нашей больницы, через которую проходит огромный поток онкобольных. Их задача – лечить, а не консультировать. Реабилитацию мы берем на себя. А наши коллеги из отделения химиотерапии получают возможность помочь большему числу нуждающихся в срочном лечении пациентов».

palliative-3

Наталья Владимировна Бабанина,
заведующая отделением паллиативных методов лечения при МГОБ № 62

 

Подписаться на блог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>